Норвежская сага.Часть I: дорога к троллям

Северная Норвегия – удивительный уголок Европы, где скалы встречаются с бездонными фьордами, завораживая взгляд самых искушенных путешественников. Туда есть несколько путей, и легким не окажется ни один из них, но тем интереснее и увлекательнее будет само путешествие

Наиболее комфортный вариант, пожалуй, пролегает по железной дороге. Прямо в Москве автомобиль можно поставить на ж/д платформу, а самим с комфортом разместиться в спальном вагоне. Таким макаром можно добраться до Хельсинки и дальше на другом поезде — до финской Лапландии, откуда до Норвегии уже рукой подать. Но это путешествие уже будет не автомобильным, а скорее железнодорожным. Теоретически тот же путь можно, конечно, проделать и на машине. Но длительные перегоны по скованным скоростными ограничениями и кишащим оленями дорогам Финляндии — удовольствие сомнительное. Потому, отправляясь на север страны троллей вместе с Subaru Team Russia, мы избрали другой маршрут: через Новгород Великий, Старую Ладогу и Петрозаводск — до Кандалакши. 1700 км по довольно приличным, особенно в Карелии, российским дорогам от Москвы до Кандалакши легко проходятся за два дня. А там уже остается каких-то 180 верст до границы с Финляндией. Впрочем, в данном случае расстояние не очень показательно. По крайней мере, до конца 2015 года, когда к КПП «Салла» наконец подведут асфальтовое полотно. Пока же последние 30 км от Алакуртти до границы завалены строительным щебнем и представляют собой весьма неприятное испытание для подвески и шин. Для наших Subaru Outback и Forester оно не очень критично, можно практически не сбавлять скорость. А вот для тех, кто путешествует на легковых машинах, дорога до Салла растянется на часы.

В Алакуртти, чуть в стороне от дороги, на въезде в город  располагается и последняя перед границей заправка «Роснефти» с нормальными ценами на топливо. Заливайтесь под самую горловину, ибо российских цен на бензин в ближайшие недели вы больше не увидете. Формально перед самым КПП «Салла» с нашей стороны есть еще одна бензоколонка, но ценник там уже полуевропейский — около 50 р./литр. Дорого? Ну, это смотря с чем сравнивать! В Финляндии бензин стоит 1,6–1,7 евро, в Норвегии же и вовсе за 2 евро/литр.  Отрадно, что, как показала практика, нашему 2,5-литровому Outback полного бака хватило не только до Тромсе, но еще и на половину нашего 1000-километрового путешествия по Норвегии. А вот турбированные Forester требовали пропитания каждые 600 км.

На подъезде к границе, как напоминание о Великой войне, смертельным катком прокатившейся по Карелии семь десятилетий назад, расположились сразу три мемориальных кладбища: справа от дороги советское и финское, слева, совсем уже в приграничной полосе, — немецкое.

Эхо великой войны: у КПП «Салла» сразу три воинских мемориала — русский, финский (на фото) и немецкий

Но вот, наконец, и КПП «Салла». За год через него проходит около 250 000 человек. Но если не считать майских праздников и новогодних каникул, когда тут собирается до 2500 человек в день, это, пожалуй, лучший пограничный пост западной границы России с точки зрения комфорта и скорости прохождения границы. В будни тут вообще никого нет, и весь процесс пограничных формальностей занимает 10–15 минут. Ну, еще столько же можно потратить в магазине беспошлинной торговли. Он, кстати, только один — на переходе в сторону Европы. На обратном пути в Россию посетить Duty Free уже не получится.

Купание в спасательных комбинезонах — одно из самых популярных развлечений туристов в Хамн Сенье

От Салла до Тромсе нам остается проехать около 500 км. Казалось бы, не много. Но первое впечатление обманчиво. С ограничесниями 80–100 км/ч и приличным количестом населенных пунктов этот перегон грозит растянуться на восемь-девять часов. А превышать тут не стоит. И не только из-за штрафов! Полицейских с радарами, к слову, в здешних лесах водится так мало, что их можно смело заносить в Красную книгу. Зато северных оленей — абсолютно диких и совершенно не пугающихся автомобилей — тьма. Превышать скоростной режим просто опасно, если нет желания украсить свой капот ветвистыми рогами.

Несмотря на идеальные, хотя и весьма монотонные дороги, особого удовольствия от вождения в Лапландии не получаешь: ехать приходится в постоянном напряжении, вглядываясь в обочины — не зашевелятся ли в придорожном кювете мохнатые «ветки» оленьих рогов?! Хорошо хоть полярный день практически не имеет световых ограничений. Летом здесь не темнеет вовсе. Но усталость все равно накапливается, и если особой цели во что бы то ни стало добраться до Тромсе за один перегон нет, лучше остановиться и отдохнуть в одном из многочисленных приозерных отелей или на базе отдыха. Стоят они недорого: от 50 до 100 евро за апартаменты на 2–4 человека с сауной и кухней. Правда, учтите, что в цену номера не входит постельное белье (10 евро с человека), европейцы предпочитают экономить и путешествуют со своим. Здесь же можно искупаться в чистейших финских озерах. Вода немного прохладная, но все же куда теплее, нежели в норвежских фьордах.

Дорога к КПП «Салла» будет закончена только к концу 2015 г.

Удивительно, но Норвегия встречает нас так же, как провожала Россия — гигантским дорожным ремонтом. Хорошо, что не стали мыть машину в Финляндии, все равно до Тромсе она доедет вся в пыли. Но в столице Северной Норвегии уже можно и помыться, чтобы не казаться грязнулями на фоне чистых норвежцев. В Норвегии есть два типа моек: автоматическая, которая имеется практически на любой крупной заправке, обойдется в среднем в 200 крон (1150 руб.), ручная — в 20–30 крон. Почувствуйте разницу! Парковка в центре города также совсем небюджетная: 20–25 крон за полчаса.

Северные олени — настоящий бич дорог финской Лапландии, машин абсолютно не боятся

Впрочем, хоть Тромсе и считается столицей норвежского Севера, положа руку на сердце следует признать, что городок весьма скромный и провинциальный. Несколько улиц с магазинами, несоразмерная пристань, куда швартуются океанские круизные паромы, памятник Амундсену и научно-познавательный центр «Полярия». Вот, собственно, и все достопримечательности города, который становится отправной точкой норвежской экспедиции Subaru Team Russia.

Конечной целью первого маршброска Subaru по Норвегии станут рыболовецкие хозяйства второго по величине острова Норвегии Сенья. Но прежде чем отправиться на юго-запад, сделаем небольшой крюк на восток, туда, где из бездонных глубин Ульсфьорда вырастают величественные вершины Люнгенских Альп. Потрясающее и удивительное сочетание горных пейзажей в обрамлении синих северных фьордов! На Сенья едут не только любоваться пейзажами, но и рыбачить. Два, пожалуй, лучших рыболовных центра острова — Мефьорд Бригге (www.mefjordbrygge.no) и Хамн Сенья (www.hamnisenja.no) — располагаются на западном побережье, примерно в часе езды друг от друга по петляющей меж белоснежных пляжей и величественных фьордов, то и дело ныряющей в недра бесчисленнх узких туннелей дороге. Мефьорд считается более интересным с точки зрения рыбалки, зато Хамн Сенья предлагает гостям более комфортные условия размещения, плюс неподалеку, всего в нескольких километрах, располагается знаменитый тематический парк Senjatrollet (http://www.senjatrollet.no, вход 80–120 крон), где можно вдоволь пообщаться с настоящими норвежскими троллями.

Так что базу для отдыха каждый выбирает исходя из собственных предпочтений и бюджета. Отели 3–4* в Норвегии, кстати, по стоимости вполне сопоставимы с остальной Европой — 100–200 евро. Разве что выглядят они несколько аскетичнее. А вот питание, и тем более алкоголь, стоят заоблачных денег. Скромный обед из одного блюда с салатом обойдется в 50–100 евро, и будьте уверены, вы встанете из-за стола c легким (это еще если повезет) чувством голода.

Сушеные головы трески — один из самых доходных экспортных продуктов Норвегии. Из них делают питательный порошок, который помогает поддерживать силы рабочих на плантациях в жарких странах

Рыбалка и прочие активности также оплачиваются отдельно. Сходить на катере с эхолотом в море обойдется в 100–150 евро с человека. Рыбы тут много, в основном трески, так что без улова не вернетесь. Но если вы хотите еще и съесть свой улов, нужно покупать более дорогой тур и идти примено час в открытый океан, поскольку вся прибрежная треска, даже в экологически чистой Норвегии, поражена паразитами. Либо, как бесплатная альтернатива (лицензия на морскую рыбалку в Норвегии не нужна), — просто покидать спиннинг с причала. Залив Хамн кишит куда более разборчивой в плане питания, а потому абсолютно безопасной для желудка скумбрией. Ее можно отнести в ресторан или, если вы разместились в апартаментах, приготовить самостоятельно.

Впрочем, красоты и щедрые уловы острова Сенья — лишь пролог перед следующим путешествием по Лофотенским островам, названным Международной туристической ассоциацией самым живописным местом во всей Европе. А потому попрощаемся с троллями Хамна и отправимся в царство викингов и китов — на Лофотены!

Парк троллей на острове Сенья — один из самых популярных норвежских музеев

Пойманную вами рыбу в Хамн Сенья вам приготовят прямо на открытом воздухе

Чтобы поймать съедобную треску без паразитов, нужно уйти от берега не несколько десятков километров

КАЛЬКУЛЯТОР ПУТЕШЕСТВИЯ

ТРАНСПОРТ И ПРОЖИВАНИЕ
Виза, евро
35
Стоимость отеля/апартаментов (2-меcтный номер)*** в России/Финляндии/Норвегии, евро
от 60/50/90
Средний счет в ресторане России/Финляндии/Норвегии, евро
30/35/75
ДОРОГА
Cтоимость топлива в России/Финляндии/Норвегии, евро
0,77/1,64/2,05
Средний расход топлива, л/100 км
6,8
Протяженность маршрута, км
2909
Общее время в пути, ч
41:18
Макс. разрешенная скорость в России/Финляндии/Норвегииь, км/ч
110/100/90
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови в России/Финляндии/Норвегии, промилле
до 0,35/0,5/0,2

Продолжение в следующем номере.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий