На Great Wall в Норвегию.Прощание славянки

2011 год подарил автомобильному миру множество новых моделей и увлекательных экспедиций. Как финальный аккорд тревел-рубрики в этом году представляем путешествие на Great Wall «От Мурманска до «Мурманска»». Наряду с «Космической экспедицией Subaru» и армянской премьерой Mazda CX-7, тур ИРИТО вошел в тройку самых ярких тестов 2011 года!

ПОДАРОК К РОЖДЕСТВУ

Рождество 1994 года на севере Норвегии выдалось на редкость ненастным. Всю ночь Норвежское море у острова Соройя терзал шторм, небо стонало громовыми раскатами. Когда же природа немного угомонилась и жители рыбацкого поселка Сорвер морозным утром высыпали на улицу, они не поверили своим глазам. Из дымки утреннего тумана на них с расстояния нескольких сотен метров в упор смотрели расчехленные жерла орудий боевого русского крейсера… Норвежцы в ужасе кинулись по домам… Так, по крайней мере, с улыбками, рассказывают эту историю в Сорвере сегодня. Тогда же, в 1994‑м, когда буксировавшийся из Мурманска в Индию проданный на металолом русский крейсер «Мурманск» выкинуло штормом на скалы Соройи, норвежцам было не до смеха…

На Great Wall в Норвегию. Водопад
© Фото: Алексей Барашков

С тех пор минуло 17 лет. За это время «рождественский подарок» ВМФ России успел стать достопримечательностью Сорвера. Однако в 2008-м, когда экологи обнаружили на крейсере следы радиоактивных веществ, «последнюю стоянку» «Мурманска» объявили закрытой зоной, а сам корабль приговорили к утилизации. Но прежде чем «Мурманск» окончательно превратился в груду металла, в сентябре 2011‑го тем же путем из Мурманска на запад вдоль побережья Баренцева и Норвежского морей отправилась отдать долг памяти крейсеру российского флота «поисковая партия» ИРИТО на восьми внедорожниках Great Wall.

Вместо водной стихии, столь недружелюбно обошедшейся с «Мурманском» во время его последнего плавания, мы, конечно, избрали сухопутный маршрут. Хотя острые скалы полуострова Рыбачий — северной оконечности Кольского полуострова и крайней точки России, мимо которой 17 лет назад прошел на пути к своей гибели «Мурманск» — были не менее опасны для колес Great Wall Hover H5 и Great Wall Wingle 5, чем норвежские фьорды для российского крейсера. Но проехать мимо Рыбачьего было бы полным кощунством… Не столько по отношению к памяти крейсера, сколько по отношению к самим себе.

На Great Wall в Норвегию
© Фото: Алексей Барашков

РУССКИЙ СЕВЕР

Оставив за спиной окутанную сонным утренним туманом «столицу ленд-лиза», караван Great Wall берет путь на запад Заполярья. Первые 100 км через Долину смерти под колесами Hover вьется пестрая лента почти идеального шоссе. Но это дорожное совершентсво обманчиво. Сразу за приграничным КПП Титовка (N69 28.779; E31 49.413) с асфальтом приходится распрощаться. На ближайшие сутки средой обитания Great Wall станут 100 с лишним километров ухабистой грунтовки и бродов в обрамлении фантастических, поистине новозеландских пейзажей и холодной акварели Баренцева моря. Впрочем, как оказалось, для рожденных в Поднебесной и ограненных песками южноамериканского «Дакара» внедорожников Great Wall тропы русского Заполярья не так уж страшны: ни одного пробитого колеса, не говоря уже о более серьезных неприятностях, мы на Рыбачьем не оставили. Подняв флаг на мысе Немецком — крайней северной точке европейской части России (N70 04.536; E31 29.745), тем же вечером экспедиция ИРИТО «вернулась на материк».

На Great Wall в Норвегию
© Фото: Алексей Барашков

Отелями тут и не пахнет. Ночевать приходится в палаточном лагере на полуострове Среднем. Но нам везет: словно в компенцацию за неудобства природа расщедрилась неожиданным для сентября подарком. С наступлением темноты над Средним расцветают, протянувшись к звездам, фонтаны света Aurora Borealis, или попросту Северного сияния, которое, впрочем, воспринимается совсем непросто… Объектив фотокамеры, к примеру, видит сияние исключительно в зеленом спектре. В то время как человеческий глаз — в белом. Вот уж поистине: не верь глазам своим!

ДАЛЬШЕ ТОЛЬКО ПОЛЮС

Норвегия — страна непуганых оленей
© Фото: Алексей Барашков

Как ни прекрасны осенние «новозеландские» пейзажи российского Севера, а пора перебираться поближе к норвежским фьордам. 150 км до «границы Скандинавии», полчаса на прохождение почти пустынного погранперехода «Борисоглебск» (N69 39.338; E30 12.255), и к обеду мы уже подъезжаем к норвежскому Киркинесу. При желании здесь можно остановиться, осмотреть скудные достопримечательности, главная из которых — вырубленное глубоко в скале бомбоубежище времен Второй мировой войны (N69 72.698; E30 04.989), да и просто перевести дух в нормальном отеле. Тем более что завтра экспедиции предстоит пройти более 500 км по безлюдной Финляндии и норвежскому Финнмарку на пути к еще одной, может быть, самой знаковой точке путешествия — мысу Нордкап (N71 10.254; E25 47.110), считающемуся северной оконечностью Европы.

После «Мурманска» норвежский буксир Ronja — самый крупный корабль на рейде Сорвера
© Фото: Алексей Барашков

Формально это, конечно, не совсем так. Во-первых, Нордкап лежит не на континенте, а на острове Магерейя, только в 1999 году соединенном с материком 6,8‑километровым туннелем (286 крон за проезд в одну сторону автомобиля и 4 человек) Во-вторых, всего в паре километров от 308‑метровой скалы Нордкапа еще на 1500 м севернее вдается в море соседний мыс Кнившеллодден (Лезвие Ножа). Но сюда можно добраться только пешком, а отважиться на 18‑километровое путешествие по скалам может не каждый. Потому Нордкап гораздо популярнее у туристов и с середины XVII в. по всеобщему молчаливому согласию считается крайней северной точкой Европы. Единственная земля, что лежит между Нордкапом и Северным полюсом, — архипелаг Шпицберген.

РЕКВИЕМ «МУРМАНСКУ»

Буйство осенних красок русского севера в Норвегии сменяется более холодной, но не менее величественной красотой
© Фото: Алексей Барашков

От Нордкапа до Оксфьйорда (N7013.970, E22 21.543), откуда каждое утро отправляется паром на Соройю, 357 км идеально гладких, если не считать сотен расплющенных по асфальту леммингов и фантастически красивых, петляющих по фьордам дорог. Потом еще 29 км на пароме, которые обойдутся почти в 360 крон, и вот мы уже на извивающейся вдоль побережья финишной кривой нашего путешествия к «Мурманску» (N70 37.775, E2158.326).

На протяжении 17 лет российский крейсер был главной достопримечательностью Соройи. Нельзя сказать, что жители Сорвера сказочно обогатились его присутствием в бухте. Но число туристов, приезжавших со всей Европы поглазеть на полузатопленный остов военного корабля, год от года росло, внося свою лепту в бюджет аборигенов. Со временем норвежцы перестали бояться направленных на деревню пушек. Однако «страх перед пушками» неожиданно вернулся, когда экологи обнаружили на крейсере радиоактивные вещества. Это официальная версия. На самом же деле, норвежцев страшила тайна трюмов «Мурманска»: «Ни от россиян, ни от индийской компании, выкупившей крейсер на металлолом и испарившейся сразу после его крушения, мы не смогли получить внятного ответа на вопрос: что же находится в трюмах?! — признается в доверительной беседе один из норвежских экспертов. — Попытки забраться туда с помощью водолазов в 1995 году, тоже завершились неудачей: все проходы плотно забаррикадированы А ведь там вполне могут находиться бочки с ядовитыми веществами, которые со временем разрушатся и начнут травить…»

Сувениры
© Фото: Алексей Барашков

Когда экспедиция ИРИТО добралась до Соройи, с «Мурманска» уже срезали носовые орудия главного колибра — те самые, что были направлены на Сорвер, частично разобрали рубку, соорудили вокруг корабля дамбу, чтобы превратить отмель в сухой док, и начали откачку воды.

18 автомобильных журналистов из России стали первыми и, возможно, последними представителями СМИ, которых пустили в зону проведения работ, дабы мы смогли проводить в последний путь крейсер доблестного ВМФ. И, надо сказать, это прощание с проржавевшими останками некогда прекрасного крейсера оставило в душе гнетущий осадок патриотической скорби. Как будто попрощались с близким другом…

Памятная стела на Нордкапе указывает широту, на которой заканчивается Европа
© Фото: Алексей Барашков

Признаюсь, наблюдая, как норвежский поселок, давший последний приют «Мурманску», растворяется в зеркале Great Wall Hover H5, не удержался и включил заранее припасенный марш русских солдат «Прощание славянки» — как реквием «Мурманску»!

 

На Great Wall в Норвегию
© Фото: Алексей Барашков

 

Песчаные отмели Рыбачьего оказались отличным естественным полигоном для тестов на управляемость Great Wall H5
© Фото: Алексей Барашков

Кольский полуостров: то ли земля растворяется в воде, то ли — наоборот
© Фото: Алексей Барашков

КАЛЬКУЛЯТОР ПУТЕШЕСТВИЯ

Виза — нужна
Консульский сбор, евро — 35
Стоимость авиаперелета Москва — Мурманск / Тромсе — Осло — Москва, руб. — от 20 000
Стоимость отеля, (евро в сутки) — 100–120
Национальная валюта рубли/евро/норв. кроны — (1 EUR = 43 RUR = 7,72 NOK)
Средний счет в ресторане, евро — 50
Общее время в пути, ч — 24:19
Протяженность маршрута, км — 1331
Средний расход топлива, л/100 км — 9,6    
Средняя стоимость топлива в России/Норвегии (бензин-дизель), руб.-крон/л — 29,90/14,90–28,26/13,70
Макс. скорость в России/Норвегии, км/ч — 110/100
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови в России/Норвегии, промилле — 0/0,2

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий