TVR Tuscan S: Делай, что должен, и будь что будет

Вы думаете, что настоящий английский автомобиль это обязательно торчащие крылья и правый руль? Вы считаете, что провода и патрубки под капотом настоящего английского автомобиля должны быть проложены, как на схеме лондонского метро, – так, что сам черт ногу сломит? И вы считаете, что у настоящего английского автомобиля нет другой альтернативы, чем полумертвые моторы Austin или «просторные» V8 от Chrysler и Ford? Вы думаете, что я смеюсь?

Текст Иван Падерин, фото Макс Масальцев, Дмитрий Комаров
11 Сентября 2019, 16:41

Я п­ро­сто при­шел к вы­во­ду, что на­ша прес­са нас же дол­го во­ди­ла за нос, го­во­ря о ка­ких-то «тра­ди­ци­ях», «ус­то­ях», о «лор­дах в бе­лых каш­не», об «аристо­кра­тах», «ис­теб­лиш­мен­те» (над сло­вом ра­бо­та­ли два кор­ре­к­то­ра) и о вся­кой дру­гой ан­г­лий­ской фе­ше­не­бель­ной вся­чи­не в на­сто­я­щем вре­ме­ни. Чуть ли не в ме­т­ри­че­ском вы­ра­же­нии по си­с­те­ме СИ! На де­ле же ока­за­лось, что ан­г­лий­ская прин­цес­са мо­жет ехать с ара­бом в не­мец­кой ма­ши­не, что луч­ший ан­г­лий­ский фор­вард мо­жет быть ку­п­лен мад­рид­ским «Ре­а­лом», це­лый лон­дон­ский клуб – чу­кот­ским мил­ли­ар­де­ром, а сбор­ная це­ли­ком мо­жет «лечь» под пор­ту­галь­цев. Ре­аль­но же са­мый до­ро­гой отель на­хо­дит­ся в Эми­ра­тах, а са­мый фе­ше­не­бель­ный по­ли­тик – это, смею за­ме­тить, Пу­тин. Вот и все, что не­об­хо­ди­мо по­ни­мать про «на­сто­я­щее ан­г­лий­ское», под­хо­дя к пред­ме­ту на­ше­го с Ле­шей Ва­силь­е­вым рас­ска­за – ав­то­мо­би­лю TVR Tuscan S (ли­те­ра «S» в кон­тек­сте про­из­ве­де­ния обо­зна­ча­ет 4-ли­т­ро­вый мо­тор мощ­но­стью 400 л. с.).

Кто их ви­дел, на­сто­я­щие ан­г­лий­ские ма­ши­ны? И ко­гда? Ленд-лиз не счи­та­ем. Мо­жет быть, клас­си­че­ский Mini или Silver Seraph у ста­ро­го зда­ния бри­тан­ско­го по­соль­ст­ва в Мо­ск­ве? В ос­нов­ном же мо­де­ли из Ан­г­лии, пред­ста­в­лен­ные в Рос­сии офи­ци­аль­но, бы­ли уже про­ду­к­та­ми глобaли­за­ции, ин­те­гра­ции и тон­ко­го мар­ке­тин­го­во­го рас­че­та – сна­ча­ла со сто­ро­ны аме­ри­кан­ских, а поз­же и не­мец­ких фирм. Нам по­ка­зы­ва­ли Jaguar с мо­то­ром «Лин­коль­на», Lotus с дви­га­те­лем «Опе­ля» и да­же Rolls-Royce с «серд­цем» BMW. Мы тре­пе­та­ли от уви­ден­ных «ис­теб­лиш­мен­тов».

АНГЛО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

Tuscan – тосканец, житель Тосканы, местности в Центральной Италии, где делают всем известное вино.

Тушкан (-чик) – jerboa

В этой свя­зи, TVR – пол­ная про­ти­во­по­лож­ность ос­таль­ным. Это ме­с­теч­ко­вый про­дукт. Про­из­вод­ст­во но­сит ма­ну­фа­к­тур­ный ха­ра­к­тер. На­ту­раль­ное хо­зяй­ст­во. Фе­о­да­лизм, ос­на­щен­ный но­вей­ши­ми ком­пь­ю­те­ра­ми. Из­го­то­в­ле­ние и сбор­ка ве­дут­ся пол­но­стью вруч­ную. Это осо­бен­но за­мет­но по ме­тал­ли­че­ской де­та­ли­ров­ке при­бор­ной па­не­ли – кноп­кам, руч­кам и про­чей ме­ло­чев­ке. По­ли­ро­ван­ный ме­талл не ос­та­вил в са­ло­не ме­с­та пла­сти­ку, чем об­ла­го­ро­дил и без то­го до­ро­гую ко­жу, ис­ко­ре­нил скри­пы и про­длил маши­не жизнь.

Под­ру­ле­вые пе­ре­клю­ча­те­ли и ры­чаг ко­роб­ки так­же то­кар­но­го про­из­вод­ст­ва, то есть пол­но­стью ори­ги­наль­ны. Выш­ло на­клад­нее, чем по­куп­ные эле­мен­ты от се­рий­ных лег­ко­ву­шек, но за­то не­со­из­ме­ри­мо до­ро­же по внеш­не­му виду. Кро­ме то­го, ме­тал­лом го­раз­до при­ят­нее де­лать та­кие про­стые дви­же­ния, как вклю­че­ние по­во­рот­ни­ка или же треть­ей пе­ре­да­чи. Ты слов­но до­сы­ла­ешь па­трон в па­трон­ник. А спу­с­ко­вой крю­чок у те­бя на­хо­дит­ся под пра­вой ногой – та­кая здо­ро­вен­ная алю­ми­ни­е­вая на­поль­ная пе­даль-плат­фор­ма. Ее ход до­лог, что по­з­во­ля­ет те­бе точ­но дози­ро­вать по­да­чу то­п­ли­ва. Ог­ра­ни­чи­тель же ма­к­си­маль­ных обо­ро­тов дви­га­те­ля на вы­с­шей пе­ре­да­че вы­пол­нен… в ви­де бол­та, ко­то­рый ввер­нут в мо­тор­ный щит и ни за что не даст пе­да­ли «утоп­нуть».

Ес­ли же пред­ста­вить эмо­цию от по­сад­ки в Tuscan с точ­ки зре­ния элек­т­ро­тех­ни­ки и мыс­лен­но пу­с­тить на пе­даль и ры­чаг элек­т­ри­че­ский ток, то во­ди­тель замк­нет со­бой эту цепь и ста­нет при­бо­ром на­ка­ли­ва­ния. По его ве­нам и ор­га­нам по­те­чет за­ряд – за­ряд эмо­ций от уп­ра­в­ле­ния со­вер­шен­но пер­во­быт­ной спор­тив­ной мо­щью. Это не­пе­ре­да­ва­е­мые ощу­ще­ния. Хо­тя с точ­ки зре­ния ком­фор­та все очень ми­ло. Нет та­бу­ре­точ­но­го под­пры­ги­ва­ния, нет сбив­ше­го­ся на коч­ках ды­ха­ния, скле­ен­ных на ру­ле ко­неч­но­стей, пот­ли­во­сти и дру­гих ат­ри­бу­тов стри­т­рэй­син­га. Го­во­рят да­же, что есть лю­ди, по­лу­ча­ю­щие ад­ре­на­лин не от ве­чер­них сбо­ров у Поклон­ной го­ры, а на Нюр­бур­грин­ге или в Кур­ше­ве­ле. И ни­че­го. TVR – это как раз из кур­ше­вель­ской се­рии.

Пре­ж­де чем по­пасть в са­лон и от­крыть дверь TVR с пер­во­го раза, при­дет­ся об­ша­рить всю бо­ко­ви­ну ма­ши­ны в по­ис­ках кноп­ки (кста­ти, та­кие фор­мы сто­ит хоть раз и са­мо­му по­мыть вруч­ную). Не на­хо­дит­ся. Это та­кая фир­мен­ная «тэ­вэ­э­рош­ная» «фиш­ка» – рас­по­ла­гать кноп­ку элек­т­ри­че­ско­го при­во­да зам­ка под зер­ка­лом зад­не­го ви­да. Это еще од­но, чем гор­дит­ся кол­ле­к­тив. С на­жа­ти­ем кноп­ки при­опу­с­ка­ет­ся бо­ко­вое сте­к­ло (об­ра­зу­ет­ся щель, ко­то­рую нуж­но исполь­зо­вать как двер­ную руч­ку), за­мок от­щел­ки­ва­ет­ся и дверь от­кры­ва­ет­ся.

Во­об­ще, эк­с­т­ра­ор­ди­нар­ность этой ма­ши­ны во мно­гом, ес­ли не во всем, ин­же­нер­но обос­но­ва­на: про­ще де­лать свое не­по­вто­ри­мое, чем по­сто­ян­но ог­ля­ды­вать­ся по сто­ро­нам. «Де­лай, что дол­жен, и будь что бу­дет!» На­при­мер, ка­пот, состо­я­щий из двух кры­шек. От­кид­ная – толь­ко пе­ред­няя. Под ней лишь вен­ти­ля­то­ры си­с­те­мы ох­ла­ж­де­ния и за­пра­воч­ные гор­ло­ви­ны. Сам дви­га­тель на­крыт зад­ней крыш­кой, за­кре­п­лен­ной не­под­виж­но на че­ты­рех бол­тах. По во­п­ро­сам от­со­еди­не­ния этой де­та­ли с це­лью до­с­ту­па к дви­га­те­лю и про­сто удо­в­ле­тво­ре­ния ин­те­ре­са ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­щать­ся к офи­ци­аль­но­му ди­ле­ру (нам так и не да­ли сфо­то­гра­фи­ро­вать этот «ле­ген­дар­ный» Speed Six). Сде­ла­но это для то­го, что­бы точ­но рас­пре­де­лить обтека­ю­щие и про­ни­ка­ю­щие в мо­тор­ный от­сек воз­душ­ные по­то­ки.

Кон­ст­рук­ция «кры­ши» у «Ту­с­ка­на» по­з­во­ля­ет за 2–3 ми­нуты транс­фор­ми­ро­вать «ка­би­ну» из ку­пе в тар­гу. Для это­го нуж­но от­щелк­нуть три зам­ка кры­ши (пе­ред­ний на­хо­дит­ся над вну­т­ри­са­лон­ным зер­ка­лом, а два зад­них при­во­дят­ся в дей­ст­вие руч­ка­ми в ба­гаж­ном от­се­ке) и под­нять со сто­ек 15-ки­ло­гра­мо­вую пла­сти­ко­вую па­нель. Ба­гаж­ник спро­е­к­ти­ро­ван так, что кры­шу мож­но по­ло­жить внутрь, но по­верх всех ве­щей. За то же вре­мя мож­но из тар­ги по­лу­чить ка­б­рио – от­вин­тить бол­ты, кре­пя­щие зад­нее ок­но (из про­зрач­но­го пла­сти­ка) на стой­ке ку­зо­ва. Сте­к­ло также мож­но за­су­нуть в ба­гаж­ник, упа­ко­вав в мяг­кий за­щит­ный че­хол. В спи­ске оп­ций к «Ту­с­ка­ну» я рас­смо­т­рел так на­зы­ва­е­мый «зим­ний па­кет». Он ин­те­ре­сен, пре­ж­де все­го, уве­ли­чен­ным до­рож­ным про­све­том и 4-ли­т­ро­вым ба­ком омы­ва­те­ля. Это то, что нам в Рос­сии нуж­но уже ле­том! Ос­таль­ные «зим­ние» по­зи­ции, та­кие, как «улуч­шен­ный обо­г­рев зад­не­го сте­к­ла» и «до­пол­ни­тель­ная те­п­ло­изоля­ция крыш­ки ка­по­та», ма­ло убе­ж­да­ют в воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния это­го ав­то­мо­би­ля уже на­чи­ная с но­я­б­ря. Слу­ча­ет­ся в Мо­ск­ве и снег, а та­ких до­рож­ных про­све­тов на TVR не де­ла­ют.

Да­вай­те го­во­рить о ре­аль­ном. TVR про­из­во­дит очень силь­ное и, что слу­ча­ет­ся ред­ко, яр­кое впе­чат­ле­ние. Он не­под­ра­жа­е­мо вы­ги­ба­ет на солн­це свои плав­ные ли­нии. Он во­об­ще гнет свою ли­нию. Он оша­ра­ши­ва­ет сво­ей «трех­этаж­ной» оп­ти­кой. Он раз­ма­шист, но про­стран­ст­во от ру­ля до спин­ки крес­ла тре­бу­ет от се­до­ка не толь­ко тол­сто­го и ту­го­го ко­шел­ка, но спор­тив­ной ком­п­лек­ции, что­бы ба­наль­но по­ме­с­тить­ся. Он сколь­зит по воз­ду­ху. Он не­ис­тов и се­к­ре­тен, прост и че­с­тен, этот TVR мо­де­ли Tuscan. На­с­тоя­щий спор­тив­ный ав­то­мо­биль. Да­ром, что ан­г­лий­ский. И я, ка­жет­ся, на­чал по­ни­мать эту ма­ши­ну…

По де­лу же все ска­жет Але­к­сей Ва­силь­ев.

ПО ЕЗ­ДЕ

Сра­зу по­нят­но, что это са­мо­дел­ка, то есть мо­дель сде­ла­на чьи­ми-то «сво­и­ми ру­ка­ми». И она со­хра­ня­ет в се­бе энер­ге­ти­ку ма­с­те­ро­вых лю­дей, их рук, уме­нья, це­хо­вых тра­ди­ций. И это за­ме­ча­тель­но. К та­ко­му ав­то­мо­би­лю не при­ме­ни­ма ка­кая-то ко­ли­че­ст­вен­ная или се­рий­ная ха­ра­к­те­ри­сти­ка. Да­же не­смо­т­ря на то, что TVR вы­пу­с­ка­ет свы­ше ты­ся­чи ав­то­мо­би­лей в год, ска­зать о них во мно­же­ст­вен­ном чис­ле, до­пу­с­тим, «50 штук», язык не по­во­ра­чи­ва­ет­ся. Еще труд­нее это пред­ста­вить. Конеч­но же, уни­каль­ная вещь. Ни­к­то из из­вест­ных нам про­из­во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей «в се­рии» не спо­со­бен на та­кой по­лет фан­та­зии, на та­кой от­рыв от про­из­вод­ст­вен­ной не­об­хо­ди­мо­сти. Мне ка­жет­ся, что ав­то­мо­биль в том ви­де, в ко­то­ром он по­я­вил­ся се­го­д­ня в Мо­ск­ве, и был ко­гда-то за­ду­ман ди­зай­не­ра­ми. По­э­то­му-то то он и смо­т­рит­ся как фу­ту­ра, как кон­цепт. И толь­ко его уме­ние ез­дить раз­ве­и­ва­ет со­м­не­ния в том, что это го­то­вый пол­но­цен­ный ав­то­мо­биль. В нем нет зна­ко­мых черт и пла­ги­а­та дру­гих спорт­ка­ров. Так же, как и нет уп­ро­ще­ний и уни­фи­ка­ции с де­ше­выми мо­де­ля­ми. Ска­жем, в не­ко­то­рых Ferrari мы най­дем по ме­ло­чи кноп­ки-руч­ки-ли­чин­ки от Fiat, в Porsche – от VW и Audi, в Aston Martin – от Ford. В TVR мы ни­че­го та­ко­го не най­дем. Вся его ме­лочь да­же не от­штам­по­ва­на, а по­штуч­но вы­то­че­на в ме­тал­ле. Не уди­в­люсь, ес­ли на стан­ках вре­мен Чер­чил­ля, но опыт­ней­шим ма­с­те­ром.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ
Пилот, чемпион мира в классе FIA N-GT в составе команды Yukos Freisinger, мастер спорта международного класса

В кон­ст­рук­ции TVR Tuscan нет ни­че­го за­ум­но­го. Все так же тра­ди­ци­он­но, как и в лю­бой ан­г­лий­ской са­мо­дел­ке, толь­ко очень ка­че­ст­вен­но, с чет­ким со­блю­де­ни­ем всех до­пу­с­ков и по­са­док. По су­ти, он не на­мно­го слож­нее того же Caterham Super7, это­го «со­бе­ри сам»: про­стран­ст­вен­ная ра­ма, дни­ще, пла­сти­ко­вые па­не­ли ку­зо­ва. По­э­то­му, я ду­маю, он впол­не ре­мон­то­при­го­ден в ча­ст­ном га­ра­же.

ЧАСТО ПУТАЮТ TVR и TWR

TWR – гоночная команда и инжиниринговое предприятие Тома Уолкиншоу. Известна по участию в F1 под маркой Arrows и гонках спортпрототипов на автомобилях Jaguar. К TVR не имеет никакого отношения.

По хо­до­вым ка­че­ст­вам. Под­ве­ска от­нюдь не же­ст­кая, а впол­не до­рож­ная, ее хо­дов до­с­та­точ­но, что­бы по­га­сить все не­ров­но­сти ас­фаль­то­во­го по­лот­на. По край­ней ме­ре, пя­тая точ­ка на­хо­дит­ся в весь­ма ком­форт­ных ус­ло­ви­ях. Объ­ем­ный ат­мо­сфер­ный дви­га­тель с боль­шим за­па­сом кру­тя­ще­го мо­мен­та рас­по­ла­га­ет к спо­кой­ной ез­де в ре­жи­ме 2,5–3 ты­сяч обо­ро­тов. Не­об­хо­ди­мо­сти кру­тить мо­тор вы­ше этих зна­че­ний, че­ст­но го­во­ря, нет, что и оп­ре­де­ля­ет, на мой взгляд, кли­ен­та TVR – это взрос­лые, обес­пе­чен­ные лю­ди, ко­то­рые уже по­лу­чи­ли мас­су удо­воль­ст­вий от дру­гих спорт­ка­ров, уже пе­ре­бо­ле­ли аг­рес­сив­ным драй­вом и те­перь ло­вят кайф в не­то­ро­п­ли­вой и уве­рен­ной ез­де на «штуч­ной» ма­ши­не. Они зна­ют толк и то, что, ес­ли на­до бу­дет «вы­ст­ре­лить», эта «шту­ка» вы­ст­ре­лит и ма­ло не по­ка­жет­ся. Но это для них вто­рич­но. На пер­вом ме­с­те – же­ла­ние вла­деть ред­кой, кра­си­вой и не­по­вто­ри­мой ма­ши­ной, ко­то­рая в два раза уни­каль­нее Ferrari и раз в два­д­цать, чем Porsche.

Идем даль­ше. Про пе­да­ли. Все три пе­да­ли на­поль­ные. Это оп­ре­де­ля­ет ки­не­ма­ти­ку ра­бо­ты при­во­да сце­п­ле­ния, тор­мо­зов, дрос­се­лей и су­с­та­вов че­ло­ве­ка – тре­бу­ет пол­но­го вы­жи­ма. Педаль тор­мо­за ко­рот­ко­ход­ная, в при­во­де нет ва­ку­ум­но­го уси­ли­те­ля и эф­фе­к­тив­ность тор­мо­зов до­с­ти­га­ет­ся толь­ко бла­го­да­ря боль­шим раз­ме­рам скоб, тор­моз­ных ци­лин­д­ров и дис­ков. Су­дя по фор­ме кор­пу­са тор­моз­но­го ме­ха­низ­ма это AP Racing. Тор­мо­за эф­фе­к­тив­ные, но с яр­ко вы­ра­жен­ны­ми спор­тив­ны­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми: же­ст­кие с боль­шим «пе­даль­ным» уси­ли­ем. Та­кой прин­цип их ра­бо­ты не по­з­во­лит ком­форт­но уп­ра­в­лять ма­ши­ной эле­гант­ным де­ви­цам. Или по­тре­бу­ет от них спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки. Ко­неч­но, учить­ся луч­ше на дру­гом ав­то­мо­би­ле.

Пон­ра­вил­ся звук. Этот ав­то­мо­биль во­об­ще как-то пра­виль­но и од­но­вре­мен­но про­сто ре­шен аку­сти­че­ски. Ба­сы дви­га­те­ля и по­сви­сты­ва­ние ве­т­ра очень гар­мо­нич­но сте­ка­ют­ся воеди­но и со­з­да­ют ощу­ще­ние сколь­же­ния в воз­ду­хе. Вы по­смо­т­ри­те на фор­му «Ту­с­ка­на»: он дей­ст­ви­тель­но дол­жен сколь­зить сквозь ат­мо­сфе­ру. Но это ли­ри­ка. Ес­ли по су­ще­ст­ву, то на­бе­га­ю­щий по­ток воз­ду­ха не бьет в уши, не про­ни­ка­ет под ру­баш­ку и не от­то­пы­ри­ва­ет кар­ма­ны. На­вер­ное, это из-за боль­шо­го на­кло­на и па­но­рам­но­сти ло­бо­во­го сте­к­ла.

По­сад­ку и са­ми крес­ла я на­зо­ву оп­ти­маль­ны­ми для спор­тив­но­го ав­то­мо­би­ля. Мне также очень по­нра­ви­лась па­нель при­бо­ров. Кро­ме кно­пок, о ко­то­рых я го­во­рил, там есть класс­ный жид­ко­к­ри­стал­ли­че­ский дис­п­лей, на ко­то­рый мож­но по­оче­ред­но вы­зы­вать по­ка­за­ния всех па­ра­ме­т­ров ра­бо­ты всех си­с­тем ав­то­мо­би­ля, и ко­то­рый очень на­по­ми­на­ет дис­п­лей мо­е­го бо­е­во­го ав­то­мо­би­ля Porsche. Опе­ри­ро­вать са­мим дис­п­ле­ем лег­ко – это не труд­нее, чем ра­зо­брать­ся в ме­ню те­ле­фо­на Nokia. Что не по­нра­ви­лось, так это по­сто­ян­но ви­б­ри­ру­ю­щий ко­зы­рек над дис­п­ле­ем. На этом ко­зырь­ке, кста­ти, рас­по­ло­же­на кон­т­роль­ная лам­па ог­ра­ни­чи­те­ля ма­к­си­маль­ных обо­ро­тов, на про­фес­си­о­наль­ном го­ноч­ном язы­ке – Shift. Она за­жи­га­ет­ся в мо­мент, ко­гда не­об­хо­ди­мо пе­ре­хо­дить на сле­ду­ю­щую пе­ре­да­чу. Мо­жет, ви­б­ра­ция ко­зырь­ка то­же эле­мент ин­терь­е­ра? Гля­дя на та­кой ав­то­мо­биль, ска­жу: «мо­жет».

Ры­чаг пе­ре­клю­че­ния пе­ре­дач аб­со­лют­но спор­тив­ный. Ко­рот­ко­ход­ный, стро­гий, тре­бу­ет очень точ­но­го пе­ре­ме­ще­ния и по­з­во­ля­ет чув­ст­во­вать ход вил­ки в ко­роб­ке пе­ре­дач.

Уп­ра­в­ля­е­мость. Ав­то­мо­биль очень чет­ко вру­ли­ва­ет­ся в по­во­ро­ты, нет сры­ва зад­ней оси. На­при­мер, у то­го же Caterham, по­стро­ен­но­го по ана­ло­гич­ной схе­ме, зад в по­во­ро­те бол­та­ет­ся, как со­п­ля. У TVR очень плот­но за­гру­же­ны обе оси. Пе­ред­няя – объ­ем­ным дви­га­те­лем, зад­няя – людь­ми и све­сом. И за счет оп­ти­маль­ной раз­ве­сов­ки по осям ма­ши­на уп­ра­в­ля­ет­ся очень чет­ко и пред­ска­зу­е­мо. Вот, по­жа­луй, и все.

Сто­ит ли брать та­кой ав­то­мо­биль на ка­ж­дый день? Нет. Точ­но нет. Это ма­ши­на на уи­кенд, по­з­во­ля­ю­щая еще боль­ше под­нять на­стро­е­ние вы­ход­но­го дня и скра­сить его ско­ро­теч­ность.

Конструкция

КУ­ЗОВ

Ку­зов но­во­го «то­с­кан­ца» по­стро­ен по клас­си­че­ской для ав­то­мо­би­лей мар­ки TVR схе­ме: про­стран­ст­вен­ная рама из сталь­ных труб раз­лич­но­го диа­мет­ра, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­в­ля­ют че­ты­ре про­доль­ные тру­бы, спря­тан­ные в силь­но раз­ро­с­ший­ся тон­нель. Вну­т­ри ра­мы, к ко­то­рой кре­пят­ся ры­ча­ги под­ве­с­ки, ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся дви­га­тель с ко­роб­кой пе­ре­дач и ре­ду­к­тор зад­не­го мос­та. 

Свер­ху на кар­кас при­вин­чи­ва­ет­ся соб­ст­вен­но сам ку­зов – пла­сти­ко­вая от­лив­ка, сва­рен­ная в спе­ци­аль­ной фор­ме це­ли­ком, а за­тем раз­ре­зан­ная на бу­ду­щие де­та­ли, от­грун­то­ван­ная и ок­ра­шен­ная.

От­дель­но к ра­ме при­кре­п­ля­ют­ся ду­ги без­о­пас­но­сти. Их скры­ва­ют про­емы ло­бо­во­го и зад­не­го сте­кол. 

Все мо­де­ли TVR име­ют за­ме­ча­тель­ную осо­бен­ность – стык ме­ж­ду пе­ред­ним кры­лом и две­рью вы­пол­нен «вна­х­лест» с ши­ро­кой ще­лью. Ес­ли рань­ше в не­го от­во­ди­лось те­п­ло от мо­то­ра, то те­перь это, ско­рее, де­ко­ра­тив­ный эле­мент.

Же­ла­ю­щих ос­мо­т­реть дви­га­тель ожи­да­ет сюр­приз – под «поль­зо­ва­тель­ским» ка­по­том лишь крыш­ки бач­ков омывате­ля сте­кол и мо­тор­но­го мас­ла. На­с­то­я­щий же ка­пот при­вер­нут к ку­зо­ву не­сколь­ки­ми вин­та­ми. Бла­года­ря отсутст­вию пе­тель, зам­ков и ра­мы же­ст­ко­сти, кон­ст­ру­к­то­рам уда­лось све­сти вес крыш­ки мо­тор­но­го от­се­ка к же­ла­е­мо­му ми­ни­му­му.

Под крыш­кой ба­гаж­ни­ка, поч­ти не «отъ­е­дая» ме­с­та у ба­га­жа, лег­ко уме­ща­ют­ся зад­нее сте­к­ло и кры­ша типа «тар­га».

Пред­ста­ви­те­ли фир­мы ут­вер­жда­ют, что Tuscan про­шел все те­с­ты на без­о­пас­ность – ме­ж­ду тем по­ду­шек без­о­пас­но­сти на ма­ши­не нет.

ПОДВЕСКА, РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ТОРМОЗА

Клас­си­че­ская для всех ав­то­мо­би­лей мар­ки TVR под­веска из сдво­ен­ных тре­уголь­ных ры­ча­гов при­ме­не­на и здесь. По су­ти, это уко­ро­чен­ная «те­леж­ка» от ма­ши­ны Cerber с ми­ни­маль­ны­ми до­вод­ка­ми, вы­зван­ны­ми из­ме­не­ни­ем ба­зы. 

Ры­ча­ги из­го­то­в­ле­ны из раз­лич­ных про­фи­лей. Пе­ред­ние не­сут по­во­рот­ные цап­фы. Зад­ние – кор­пус под­шип­ни­ка.

Пру­жи­ны, га­зо­вые стой­ки амор­ти­за­то­ров и ста­би­ли­за­то­ры по­пе­реч­ной ус­той­чи­во­сти – все как всегда. В бли­жай­шее вре­мя по­сту­пит в про­да­жу обно­в­лен­ная вер­сия Tuscan с серь­ез­но мо­дер­ни­зиро­ван­ной под­ве­с­кой.

Ру­ле­вое уп­ра­в­ле­ние – рей­ка с гид­ро­уси­ли­те­лем. Уси­лие ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ско­ро­сти дви­же­ния. На об­но­в­лен­ном ав­то­мо­би­ле ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся элек­т­ро­гид­рав­ли­че­ский уси­ли­тель.

Мощ­ней­шие тор­мо­за с вен­ти­ли­ру­е­мы­ми дис­ка­ми, естест­вен­но, без ABS. Ни­ка­ких си­с­тем ста­би­ли­за­ции тоже нет.

ДВИ­ГА­ТЕЛЬ

В от­ли­чие от пре­ды­ду­щих мо­де­лей, все мо­ди­фи­ка­ции Tuscan ком­п­ле­к­ту­ют­ся ряд­ным ше­с­ти­ци­лин­д­ро­вым, пол­но­стью алю­ми­ни­е­вым дви­га­те­лем соб­ст­вен­ной кон­ст­рук­ции (гиль­зы, ес­те­ст­вен­но, сталь­ные). Этот мо­тор при­шел на сме­ну пе­ре­де­лан­ным «ро­ве­ров­ским» V8, деше­в­ле их и пра­к­ти­че­ски не ус­ту­па­ет «вось­мер­кам» по ха­ра­к­те­ри­сти­кам.

По су­ти, ва­ри­ан­ты дви­га­те­ля (3.6 и 4.0 л) от­ли­ча­ют­ся толь­ко дли­ной хо­да (раз­ные ко­лен­ва­лы). Все ос­таль­ное иден­тич­но. Мо­тор двух­валь­ный, че­ты­рех­кла­пан­ный, при­вод рас­пред­ва­лов – це­пью. Ни­ка­ких гид­ро­ком­пен­са­то­ров за­зо­ров и ре­гу­ли­ров­ки фаз нет. 

Осо­бая гор­дость кон­ст­ру­к­то­ров – ме­ха­низм при­во­да кла­па­нов, в ко­то­ром ку­ла­чок рас­пред­ва­ла че­рез тонкий но­сок ко­ро­мыс­ла на­да­в­ли­ва­ет на стер­жень кла­па­на. Та­кое поч­ти не­по­сред­ст­вен­ное воз­дей­ст­вие и от­сут­ст­вие плеч в при­во­де да­ло воз­мож­ность при­ме­нить очень вы­со­кую ха­ра­к­те­ри­сти­ку от­кры­ва­ния и за­кры­ва­ния кла­па­нов. В ос­нов­ном бла­го­да­ря это­му и уда­ет­ся «сни­мать» по 100 ло­ша­док с ли­т­ра ра­бо­че­го объ­е­ма.

Дви­га­тель с су­хим кар­те­ром – ме­ра по борь­бе с от­то­ком мас­ла в длин­ном мо­то­ре при рез­ком стар­те. Блок на­кло­нен (на­ле­во по хо­ду дви­же­ния) на 15 гра­ду­сов для по­ни­же­ния цен­т­ра тя­же­сти.

Вну­т­ри скры­ва­ют­ся сталь­ные ко­ва­ные ша­ту­ны, лег­ко­сплав­ные порш­ни, тон­ко­стен­ные гиль­зы ци­лин­д­ров и пол­но­стью урав­но­ве­шен­ный ко­лен­ча­тый вал.

ТРАНС­МИС­СИЯ

Пя­ти­ско­ро­ст­ная руч­ная ко­роб­ка пе­ре­дач соб­ст­вен­ной кон­ст­рук­ции. На са­мом де­ле, обык­но­вен­ная по уст­рой­ст­ву двух­валь­ная ко­роб­ка. Иде­аль­но по­до­б­ран­ные пе­ре­да­точ­ные чис­ла и руч­ная сбор­ка – вот и весь се­к­рет ус­пе­ха. Су­ще­ст­ву­ет два ва­ри­ан­та ко­ро­бок для мо­то­ров раз­но­го объ­е­ма.

По­с­коль­ку са­ма КПП рас­по­ла­га­ет­ся как раз под пра­вой ру­кой «пи­ло­та», ни­ка­ких тяг или шар­ни­ров в при­во­де вклю­че­ния пе­ре­дач нет. Нед­лин­ный ры­чаг из са­ло­на ухо­дит пря­мо в не­дра аг­ре­га­та. От­сю­да вы­со­чай­шая точ­ность при пе­ре­клю­че­ни­ях.

Ко­ро­тень­кий кар­дан за­жат ме­ж­ду ко­роб­кой и ре­ду­к­то­ром с са­мо­бло­ки­ру­ю­щим­ся диф­фе­рен­ци­а­лом.

Стиль

Вне вся­ко­го со­м­не­ния, пе­ред на­ми ра­фи­ни­рован­ный и уни­каль­ный по сти­лю бри­тан­ский ав­то­мо­биль. А по­се­му все, кто по ут­рам не ест ов­сян­ку и на­вс­кид­ку за­труд­ня­ет­ся на­звать вре­мя вар­ки яй­ца всмят­ку, вряд ли по­ло­жи­тель­но оце­нят его внеш­ность. С не­при­выч­ки это дей­ст­ви­тель­но тру­д­но. Мно­гие го­ды (и это бы­ло спра­вед­ли­во) о сти­ле это­го брен­да мог­ли рас­су­ж­дать лишь вла­дель­цы TVR и, с боль­шой на­тяж­кой, те, ко­му уда­лось уви­деть его живь­ем. К чис­лу по­с­лед­них при­над­ле­жал и я, при­ме­тив этот ред­кий ав­то­мо­биль в Лон­до­не, со вто­ро­го эта­жа экс­кур­си­он­но­го «double-bus». Пом­нит­ся, это был Griffith, ко­то­рый сво­им цве­том в точ­но­сти по­вторял цвет мок­ро­го лон­дон­ско­го ас­фаль­та и уди­ви­тель­ным об­ра­зом де­лал не­при­мет­ны­ми все ос­таль­ные ав­то­мо­би­ли, сто­яв­шие ря­дом: крас­ные, зе­ле­ные и да­же жел­тые. При­чи­на, дума­ет­ся, в двух иде­ях-фикс, бо­лее по­лу­ве­ка пра­вя­щих его ди­зай­ном. Пер­вая за­ро­ди­лась вме­сте с фир­мой и за­клю­ча­лась в же­ла­нии за­во­е­вать аме­ри­кан­ский ры­нок, вто­рая вы­ра­жа­лась в не­усып­ной опе­ке «ан­г­лий­ско­сти» сти­ля.

Формульный «нос» –

одна из главных стилевых особенностей

Бамперов нет…

привычного глазу современного аэродина-мического обвеса – тоже

Фирменной облицовки

у TVR нет. На Tuscan ее заменяет согнутый трапик для преодo-ления песков. May by…

Шестиглазое

«лицо» Tuscan оригинально и неповторимо

Фирменная «жабра»

хорошо заметна даже в таком ракурсе

Этот идео­ло­ги­че­ский микст до сих пор про­ща­ет воль­но­сти: вол­но­об­раз­ную пла­сти­ку сте­к­ло­пла­сти­ко­вой кор­ки, един­ст­вен­ны­ми ук­ра­ше­ни­я­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся воль­но про­руб­лен­ные от­вер­стия для от­во­да на­гре­то­го ра­бо­той ме­ха­низ­мов воз­ду­ха и не­ор­га­ни­зо­ван­ность рас­со­ван­ной по уг­лам ку­зо­ва пер­вой под­вер­нув­шей­ся кон­ст­ру­к­то­рам све­то­тех­ни­ки… Так стиль TVR вос­при­ни­мал­ся с кон­ти­нен­та. Идея-фикс по­з­во­ля­ла так­же спро­е­к­ти­ро­вать уни­вер­саль­ное шас­си, на ко­торое мож­но бы­ло ус­та­на­в­ли­вать дви­га­тель практи­че­ски лю­бо­го объ­е­ма. По­лу­ча­лось – не то сло­во. В те­че­ние 55 лет TVR вы­пу­с­кал в год чуть бо­лее трех со­тен ав­то­мо­би­лей, имел при этом ста­биль­ный спрос, а на­чи­ная с 90-х гг., ежегод­но (!) мог по­з­во­лить се­бе сме­ну мо­де­ли – со­гла­си­тесь, что это серь­ез­но. При этом тру­д­но ска­зать, ове­ва­ли ли его ку­зо­ва ве­т­ры аэ­ро­ди­на­ми­че­ских труб и со­при­ка­са­лись ли они с от­бой­ни­ка­ми ис­пы­та­тель­ных цен­т­ров NSCAP – вряд ли… Но на­при­мер, из­вест­ны име­на ди­зай­не­ров, ко­то­рые со­з­да­ли не­ко­то­рые мо­де­ли TVR: Да­ми­ан Мак-Таг­гарт (Damian McTaggart) и Ник Коф­лэн (Nick Coughlan) – оба, ес­те­ст­вен­но, англи­ча­не.

Материал из журнала «Автомобили» за cентябрь 2004 года

Источник: automobili.ru

Добавить комментарий