Москва заказала у КамАЗа ещё сто электробусов за 6,5 млрд рублей

Мосгортранс заключил контракт с КамАЗом на поставку ещё ста электробусов. Официальное сообщение о подписании документов было опубликовано 25 января. Аукцион по процедуре госзакупок должен был состояться в конце 2018 года, но других претендентов, кроме КамАЗа, на получение заказа не было.

Первая партия

В прошлом году Москва заказала по 100 электробусов у «Группы ГАЗ» с Ликинским автобусным заводом и у КамАЗа, в состав которого входит автобусное предприятие в Нефтекамске. Общая сумма контракта составила 12,7 млрд рублей, но в эту сумму включены также сооружение зарядных станций и обслуживание техники и инфраструктуры в течение пятнадцати лет.

Первые машины вышли на линию в сентябре, накануне выборов мэра Москвы. А сейчас в столице работают 40 электробусов (КамАЗ поставил 30 машин, ЛиАЗ — 10). Они обслуживают пять маршрутов, правда, электрические машины ставят, в основном, взамен экологически чистых троллейбусов, а не дизельных автобусов.

Схема маршрутов, на которых используются электробусы: голубым отмечены троллейбусные линии, розовым — автобусные

Аукцион без конкурентов

На конец декабря 2018 года был назначен аукцион на право поставить в Москву ещё 100 электробусов. На этот раз единственным претендентом на получение заказа оказался КамАЗ, «Группа ГАЗ» по неизвестным причинам не подала заявку.

Оспорить проведение аукциона пыталась компания «Тролза», производитель троллейбусов из Саратовской области: после её жалоб процедуру аукциона дважды приостанавливали на некоторое время. Претензия «Тролзы» заключалась в том, что в конкурсе не рассматривали другие варианты городского транспорта, например, троллейбусы, сочетающие преимущества троллейбусов и электробусов.

Троллейбус «Тролза-5256.02 Мегаполис» питается от обычной контактной сети и одновременно заряжает аккумуляторы, которые позволяют проехать до 15 км без «рогов»

В итоге «Мосгортранс» заключил с КамАЗом контракт на поставку 100 электробусов, 36 зарядных станций, а также на обслуживание и ремонт всей техники в течение 15 лет. Общая сумма контракта — 6 млрд 567 млн рублей.

Как устроен электробус

Электробус КамАЗ — это оригинальная разработка специалистов Нефтекамского автобусного завода. Машина рассчитана на перевозку 85 пассажиров, а её дизайн выполнен в соответствии с требованиями «Мосгортранса». Электробус оснащается портальным мостом с двумя электромоторами ZF и батареей, обеспечивающей запас хода до 70 км. Сделав несколько рейсов, машина восполняет запас энергии на станции быстрой зарядки на конечной остановке.

Электробусы КамАЗ и ЛиАЗ схожи по конструкции, и даже внешне выглядят почти одинаково. Но вариант КамАЗа отличается комозитными, а не стальными панелями кузова, а также наличием независимой передней подвески.

На этом фото — электробус ЛиАЗ

Стопроцентно экологически чистым транспортом электробусы считать нельзя: в зимнее время для обогрева салона используется дизельный автономный отопитель. Ещё одна претензия к новому типу транспорта — необходимость выпускать большее количество машин на линию, так как электробусам, в отличие от троллейбусов и автобусов, нужно дополнительное время на подзарядку.

Цена вопроса

Москва закупает электробусы только с условием сервиса и ремонта в течение 15 лет, что не позволяет определить точную цену самой машины. Но в пересчёте на единицу техники, каждый электробус с обслуживанием обходится бюджету в 65 млн рублей. При этом, как отмечают специалисты, из списка сервисных работ исключена дорогостоящая замена батареи, которая требуется каждые 6–7 лет — за эту услугу Москва будет платить отдельно.

В документации к последнему аукциону указывается, что при плановом пробеге 60 тысяч км в год расчётная стоимость сервисного обслуживания и ремонта одного электробуса составит 3,5 млн рублей в год или 53 млн за пятнадцать лет. Если исходить из этих цифр, цена самой машины составляет 12 млн рублей.

Для сравнения: по данным сайта госзакупок, за городской автобус среднего класса (типа «ЛиАЗ-4292 Курсор») Москва платит 10 млн рублей, а за большую «гармошку» — 17 млн рублей. А сервис и ремонт одного автобуса обходится «Мосгортрансу» примерно в один миллион рублей в год.

Источник: wroom.ru

Добавить комментарий